СправкаТверь информационно-справочный ресурс
(4822)66-77-44 пн-пт: с 9-00 до 18-00

15 важных вопросов логопеду

Опубликовано: 08.12.2021
Изменено: 15.12.2021

В настоящее время отмечается тенденция увеличения числа детей с нарушениями речи. Как понять, что ребенку нужен логопед? С какого возраста ребенка стоит начинать занятия с логопедом? Как самостоятельно помочь ребенку в развитии речи и как это влияет на формирование мышления и памяти?  На эти и другие актуальные для всех родителей вопросы отвечает логопед с 15-летним стажем, руководитель Логопедического центра "Азбука" в Твери Лукьянова Ольга Юрьевна. 

 

 

- Как понять, что ребёнку нужен логопед, и с какого возраста ребенка нужно начинать бить тревогу?

- Заниматься с логопедом лучше начинать в 3 года. Если логопедические нарушения имеют функциональный, возрастной характер, то заниматься рекомендуется с 5 лет.

Бывают, конечно, разные ситуации. Например, если у ребенка стоит неврологический диагноз, тогда нужно заниматься с логопедом и наблюдаться у детского невролога. Неврологические расстройства в большинстве случаев влекут за собой и логопедические проблемы.  У таких детей, как правило, поздно появляется речь, много речевых ошибок.  В такой ситуации необходимо бить тревогу нужно как можно раньше.

 

 

- Современные родители большую роль отводят раннему развитию детей. Нужно ли это?

- Воспитание и обучение ребенка должно начинаться с грудничкового возраста. На ранних этапах развития воспитание проявляется в любви и заботе о нем. Это целая наука.  В этот момент закладывается фундамент, который влияет на будущее успешное развитие  ребенка. Когда ребенок чувствует, что его любят и ему помогут, это снимает множество психологических зажимов и комплексов. С другой стороны, слепая материнская любовь может сильно навредить. Если мама, папа или бабушка стараются все сделать вместо ребенка, то ни к чему хорошему это не приведет.  Ребенок окажется не готовым к самостоятельной жизни в школе, у него не будут развиты самоконтроль и волевые качества личности. Это повлечет за собой определенные проблемы.

 

 

- На какие занятия и с какого возраста вы можете порекомендовать водить ребенка?

- Родители должны внимательно наблюдать за интересами, желаниями, наклонностями своего ребенка.  В соответствии с этими наблюдениями принимать решение о том, как развивать,  чем дополнительно заниматься. В 3 года начинает формироваться связная речь, что наилучшим образом влияет на формирование и развитие всех психических процессов: внимание, мышление, память, волевые качества. В таком раннем возрасте процесс обучения должен строиться в игровой форме, чтобы ребенку было интересно и это не отбивало  охоту к обучению.

 

 

- В последнее время многие специалисты отмечают, что выросло число детей с такими проблемами, как дислексия и дисграфия, которые мешают им нормально осваивать школьную программу. Вы разделяете такое мнение?

- Да. Я существую в логопедии уже более 15 лет и могу сказать, что меньше детей с такими проблемами не стало.

В школах с каждым годом возрастают требования, программы усложняются. Дети приходят более подготовленные: умеют читать, писать, считать.  Существует множество развивающих центров, дополнительная подготовка к школе, где ребенок всему учится.

К сожалению, не все родители обращают на это внимание и вовремя не занимаются с ребенком должным образом. Проблемы дислексии и дисграфии, то есть нарушения чтения и письма можно обнаружить еще в дошкольный период и начинать действовать.

 

 

 

 

- Что должен уметь делать ребенок к первому классу?

- К первому классу ребенок должен быть готов психологически, должна быть сформирована мотивация к школьному обучению. В соответствии с возрастом должны быть развиты психические процессы: мышление, память, воображение, внимание, речь.  Ребенок должен уметь объяснить свою точку зрения. Приветствуется развитие произвольных волевых качеств, самостоятельность.  Очень важно, чтобы ребенок понимал, зачем ему надо учиться в школе, зачем вообще надо учиться, для чего учатся взрослые люди.

Сейчас существует множество тестов, которые определяют уровень подготовки ребенка к школе. Мне нравятся тесты Е.В. Колесниковой. В своей работе я их использую. Вы можете прийти к психологу для прохождения такого тестирования. 

 

 

- Родители самостоятельно могут помочь ребенку и подготовить его к школе?

- Конечно, всегда приветствуется желание  помочь своему ребенку.  Если родители не обладают  знаниями, временем, необходима помощь логопеда или психолога. В рамках консультации специалист ответит на все вопросы, даст направления и рекомендации. Я провожу бесплатные консультации по предварительной записи.

 

 

- Есть ли разница в развитии речи у мальчиков и девочек? От чего это зависит?

- Спорный вопрос. Как правило, такие различия бывают. Это зависит от особенностей физиологического развития мальчиков и девочек в детском возрасте. Так устроено природой, что у девочек, нейронные связи в коре головного мозга формируются быстрее в тех зонах, которые отвечают за речь.  Я наблюдаю, что девочки 4-6 лет  лучше разговаривают,  рисуют, раскрашивают. Но всегда есть исключения.  В школьном периоде мальчики  берут логикой, мышлением, у них больше развиты математические способности.  Девочки всегда склонны к эмоциям, разговорам - им легче даются рассказы, пересказы, заучивание стихотворений.

 

 

- Среди родителей бытует мнение, что самое страшное в постановке речи - это звук «р». Так ли это?

- Произношение этого звука зависит от многих факторов, начиная от сниженного фонематического слуха и заканчивая физиологическими особенностями.  Например, маленькой подъязычной уздечкой. В логопедии считается, если эта связка меньше 8 мм, то  её необходимо либо подрезать, либо растягивать с помощью специальных логопедических упражнений. Обычно короткую подъязычную уздечку подрезают в грудничковом возрасте. В противном случае, могут возникнуть проблемы в произношении верхнеязычных звуков (Л), (Р), (Ш), (Ж) и др.  В логопедической методике этот звук считается одним из сложных, как правило,  формируется  к 5 годам.

 

 

 

- Расскажите, что такое логопедическая гимнастика и кому она нужна. Надо ли ее делать самостоятельно?

- Можно заниматься артикуляционной гимнастикой дома с ребенком, если вы знаете, как это делать.  В противном случае,  большой пользы от этого не будет. Чтобы гимнастика действительно помогала, нужно знать все тонкости и нюансы. На каждый звук существует свой комплекс артикуляционных упражнений, который способствует развитию именно тех мышц артикуляционного аппарата, которые участвую в произношении этого звука.

 

 

- У ребёнка в медицинской карте стоит диагноз ЗРР. Что это такое?

- Это сложный логопедический диагноз, когда ребенок не говорит или говорит, но очень мало. Это диагноз опасен тем, что он влечет за собой  задержку развития личности.

Речь - это сложный психический процесс, который влияет на развитие и формирование памяти, мышления, внимания, логики…  Считается, что к 2,5 годам у ребенка должна появиться  фразовая речь, а к 3 годам он должен говорить предложениями. Задержка речевого развития требует неврологического обследования, чтобы устранить причину заболевания. В этом случае необходимо начинать заниматься с логопедом как можно раньше.

 

 

- Передаётся ли заикание по наследству и как его лечить?

По наследству передается не само заикание, а предрасположенность к нему. Заикание - это очень серьезно, потому что это спазм, судорога мышц либо артикуляционного аппарата, либо дыхательных, или голосовых органов. Лечение заикания должно быть в связке - логопед + невролог.

Заикание часто путают с функциональными запинками, когда у ребенка в силу его психологических особенностей артикуляционный аппарат еще не в состоянии воспроизвести те мысли, которые возникли у него в голове. Тогда возникают запинки. Определить, что это, речевая запинка или предвестник чего-то более серьезного, может специалист. Но в любом случае, если родители заметили подозрительное в речи ребенка (он начал заикаться или запинаться), нужно сразу ограничить ребенка в общении и, если это не пройдет, обратиться к неврологу.

 

 

- Можно ли ребенку в раннем возрасте заниматься изучением сразу нескольких языков, например, английским, французским в дополнении к русскому?

- Можно,  если у ребенка нет логопедических проблем, связанных с русской речью.  Нежелательно наслаивать изучение дополнительного языка на неправильное звукопроизношение. Если русская речь ребенка развивается функционально, то есть по возрасту, дополнительное изучение иностранного языка способствует развитию памяти, фонематического слуха, увеличивает словарный запас.

 

 

- Что такое фонематический слух и как он влияет на успеваемость ребенка в школе?

- Фонематический слух отличается от физиологического слуха. Это умение распознавать фонемы русского языка, дифференцировать их, не смешивать  в речи.  Основное  формирование приходится на 5 - 6 лет. Если упустить эту проблему и не посвящать ей должного внимания, в школе могут возникнуть  трудности, связанные с грамотным письмом.  Ребенок знает все правила по русскому языку, а пишет все равно неграмотно.

 

 

- Как помочь ребенку сформировать фонематический слух?

- Нужно читать сказки,  общаться с ребенком, стимулируя его к речи, терпеливо выслушивать его ответы. Речь взрослых должна быть четкая, правильная.  Сложные слова надо произносить медленно, проговаривая каждый звук. Конечно, необходимо заниматься с логопедом.

 

 

- Можно ли исправить недостатки произношения во взрослом возрасте?

- Конечно, все в наших руках.  Нужно понимать причину дефекта: не было уделено должного внимания в детском возрасте или физиологические особенности артикуляционного  аппарата.

 

 

 

 

НОВОГОДНЕЕ ПОЖЕЛАНИЕ

В преддверии Нового года, по моим ощущениям, происходит повышенная концентрация внешних и внутренних проблем и забот. Поэтому хочется пожелать всем, несмотря ни на что, сохранить в своих сердцах спокойствие и равновесие, умение в ровном состоянии решать все проблемы. Мы должны понимать, что все трудности и испытания направлены на развитие наших духовных и душевных качеств. Всё внешнее является средством  для достижения основной цели. Будем надеяться, что следующий год будет светлым и добрым, принесет много любви и счастья детям и родителям. 

Всё у нас будет хорошо!

 

 

Адрес логопедичекого центра “Азбука: г. Тверь, наб. Афанасия Никитина, 90/2, 4 этаж, оф. 13

Телефон: 8-920-158-83-79

azbukatver.ru